Учат дети. Экспериментальный лицей Усть-Илимска растит амбициозных патриотов


Больше двадцати лет в небольшом городе на севере Иркутской области продолжается эксперимент Муссы Батербиева, решившего реформировать школьное образование в рамках одного лицея. Самые удивительные принципы заведения, до сих пор ошеломляющие новичков – одноклассники учат друг друга сами, а каждую неделю лицеисты изучают только один предмет. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Прием витаминов

Замдиректора усть-илимского экспериментального лицея Ирина Николаичева замечает, что родителей будущих лицеистов шокируют в первую очередь две вещи: школьники группируются в разновозрастные классы, где ученики, к примеру, условного 2, 3 и 4 классов занимаются вместе, а в расписании на неделю для каждой группы стоит всего один базовый предмет – если русский язык, то на всю неделю сразу.

«Во-первых, почему такое объединение по возрастам? В нем несколько смыслов: социальный, так как после школы или лицея ребят будут окружать люди самых разных возрастов и хорошо бы им научиться продуктивно общаться и с младшими, и с теми, кто постарше. И собственно обучающий: общеобразовательная программа нашей страны очень хорошо делится, как в свое время заметил Мусса Мазанович, на отдельные модули, которые позволяют изложить школьникам необходимые знания с нескольких точек зрения.

У нас разбивка групп идет по классам 2-3-4, потом 5-6, 7-8-9 и 10-11, – увлеченно объясняет Ирина Николаичева. – Приведу пример на своем предмете – математике. В группе с семи-, восьми- и девятиклассниками я сначала применяю модуль 1, который знакомит их со всеми функциями (в том числе теми, что изучаются в 8 и 9 классах), их свойствами. Одновременно, поскольку суть, подход одни и те же.

На следующий год условные девятиклассники переходят в группу к 10 и 11 классу, а шестиклассники входят в группу 7-8-9 класса, где уже изучается модуль второй, функции изучающий уже с другой точки зрения – в связке с уравнениями, потом – с неравенствами. На группу из трех классов разработаны три модуля, из двух классов – собственно два.

Каждый модуль независим от другого, то есть неважно с каким из них первым познакомится ученик. Если откровенно, такой подход в принципе позволяет лучше усваивать информацию, а также позволяет увидеть предмет в целом, как единую систему.

Я признаться, после того, как познакомилась с модульным методов, сама по-другому поняла свой предмет, увидела математику, так сказать, цельным и завершенным организмом».

В качестве объяснения этого подхода директор лицея Мусса Батербиев любит сравнивать получение знаний с приемом витаминов. «Для нормального функционирования организма человеку нужны и витамин А, и В, и С. Нет разницы в каком порядке их принять, главное, чтобы они оказались внутри».

А формат обучения школьниками друг друга, по задумке Батербиева, должен как раз повысить усвояемость школьниками «витаминов».

«Директор часто повторяет: «Никто не может объяснить ребенку что-то лучше, чем другой ребенок», – цитирует Батербиева выпускник экспериментального лицея Максим Баженов. – В итоге учитель выступает только куратором, который корректирует время от времени работу учеников, а более старший в группе сам объясняет тему занятия младшему. Нет, дедовщины у нас не было.

Напротив, я помню такую атмосферу братства, что самые застенчивые переставали смущаться. Ведь другу объяснить тему легко и просто, это не перед незнакомой аудиторией лекцию читать. Да, мы действительно друзья, уже семь лет прошло, к примеру, с моего выпуска, а мы продолжаем встречаться каждый год по несколько раз, хотя у многих семья, дети, переезд в другой город».

Сам Максим уезжал после окончания лицея во Владивосток учиться в таможенной академии, после вернулся в родной город, работает в АО «Группа «Илим».

«Не думаю, что после обычной школы я бы поехал в другой город поступать, да к тому же на госслужбу стал стремиться. До сих пор помню фразу Муссы Мазановича о том, что нас растят как будущую элиту страны, поэтому вести нужно себя соответствующе.

Этой фразой мы потом нередко одергивали друг друга, когда поступали неправильно. Она, как и многие другие слова директора, побудила меня учиться, чтобы потом служить своей стране. Да, можете называть меня патриотом с амбициями», – смеется выпускник Баженов.

Звезды и перфекционисты

Большую часть детей подобный подход раскрывает, мотивирует учиться не на оценки, а для удовольствия, но некоторые, бывает, возвращаются в обычную школу, не скрывает Ирина Николаичева.

«Случается. Как правило, инициаторами выступают родители, которые привыкли к пятеркам в школе и не понимают, что ребенку нужно время привыкнуть к новой системе, и вообще оценки не главное.

Приведу пример: у нас оценки за задания формируются на основе процентов – сделал половину всех упражнений, получаешь 2,5 %. Уже после к концу четверти эти проценты трансформируются в тройку, четверку или пятерку. Но ребенок привык, что в школе за хорошо решенную половину заданий ему с натяжкой могут поставить 4. И тут у него стресс. Мне кажется, это хороший путь для того, чтобы от оценок в принципе перестать зависеть.

Бывает стресс от того, что школьная звездочка приходит в лицей, а тут таких звезд много. Или ребенок привык все делать на 100%, а ему в группе из трех классов задали сделать только половину всех заданий, что его уровню как раз по силам. Но он садится и до ночи шпарит все 100 %. Важно, конечно, «поймать» ученика на этом этапе, все ему подробно объяснить. Чаще всего удается, – замечает педагог.

Необычность заведения долгое время обеспечивала его преподавателям повышенное внимание министерства образования. Во время аккредитации заведения или в дни первых аттестаций проверяющие проводили в лицее по несколько недель вместо обычной пары дней.

«Помню, женщина из аттестационной комиссии по русскому языку совсем не поняла принцип нашей работы: как так всю неделю у одной и той же группы учеников только один предмет?! Мы их, конечно, «разбавляем» рисованием, физкультурой или музыкой, но это именно для эмоциональной разгрузки, а так – да, один русский, или только математика всю неделю, или физика. Так знания логичнее поступают ученику и встраиваются логичнее.

Так вот, проверяющая как пришла в понедельник на урок, так в пятницу к вечеру только и закончила с проверкой, все занятия отсидела – разобралась, – вспоминает Николаичева. – Вторую проверку наши педагоги так же «от звонка до звонка» прошли, ни у кого столько времени комиссия не проводила. А уже на третьей нас в стране стали узнавать».

Теперь опыт усть-илимского лицея пытаются тиражировать другие школы области и страны в целом. Однако перенять метод удалось пока только небольшим заведениям.

«Переняли нашу модульную систему в основном некрупные школы. Конечно, для большого числа учеников скопировать подход будет затруднительно: классы большие, а ведь их нужно в конце года точечно переформировать в новую группу (при этом каждый хочет «вон туда, а не сюда»).

Еще затратно в том, что завуч обычной школы составляет расписание от силы дважды в год, а тут приходится формировать отдельное расписание для каждой из групп на каждую учебную неделю, – поясняет Николаичева. – Тем не менее, директора нашего часто просят из других школ приехать, передать опыт. Знаю, что примерно с десяток уже ввели такой же модульный подход».

Источник: Редакция «ФедералПресс»
Адрес сайта: fedpress.ru



Поделиться:



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.