11 марта в Усть-Илимске впервые прошел танковый бой! Турнир под таким названием провели в школе №9. Соревновались роботы и их конструкторы – ученики школ Усть-Илимска и Усть-Илимского района.
С чем у нас ассоциируются роботы? Ну, конечно же, с высокими технологиями будущего. Казалось бы, недавно роботы представлялись лишь выдумкой писателей-фантастов. И вот фантазия вошла в реальную жизнь: роботы на службе у человека. К примеру, уже есть роботы – помощники по хозяйству. Им можно поручить уборку, стирку и так, работу по мелочи. Медицину роботы вывели на новый уровень – микророботы, проникающие в организм человека, механизированные руки, инвалидные коляски-роботы… В Японии, говорят, вовсю трудятся роботы-медсестры. Не думаю, что ошибусь, если предположу, что разнообразие роботов вызвано полетом инженерной мысли и потребностями облегчить жизнь конкретному человеку. Так, в разных странах на свет появились роботы-рыбы, роботы-тараканы и даже роботы-чемоданы. Роботы играют в шахматы, на музыкальных инструментах, на сцене, готовят и развозят еду в ресторанах, а в некоторых продвинутых уличных кафе заказанный кофе прилетает по воздуху на геликоптерах.
Доступно детям
Сфера применения робототехники огромна. Главное – эту сферу увидеть. Нестандартные возможности применения роботов хорошо видят дети, чья фантазия безгранична. К тому же современные дети осваивают эту прикладную науку достаточно быстро и просто. И сейчас речь не о московских детях, а о наших, усть-илимских.
О талантливых инженерах-изобретателях и их руководителе Федоре Пищалеве из школы №5 мы не раз рассказывали на страницах нашего издания. Здесь были собраны робот-газоразведчик Дмитрия Герасимова, рука-манипулятор и платформа для передвижения по вертикальной поверхности Максима Кусекеева, а скоро появится робот-пылесос Алексея Елистратова. Развернуться фантазии ребят помогли новенькие комплекты конструкторов «LEGO» и «TETRIX», приобретенные школой в 2015 году в рамках программы «Одаренные дети» на средства, выделенные Группой «Илим».
Эти изобретения – показатели практических навыков мальчишек, но начинали они, как и все, с конструирования первороботов, написания первых в своей жизни прикладных программ, делающих конструкции шагающими, ездящими и т.п. Кстати, даже создание перворобота – занятие затратное. Я тут заглянула в интернет-магазины и выяснила, что конструкторы такие недешевы. Например, базовый набор NXT 2.0 LEGO Mindstorms Education – 24900 руб. Но школе, явно, нужен не один конструктор. Откуда ж такая роскошь?
Как оказалось, все это – действие федеральной программы развития образования в 2011-2015 годах. В ее рамках в школы и даже детские сады Усть-Илимска и Усть-Илимского района поступили естественно-научные лаборатории. В школах их разобрали по кабинетам физики, химии, биологии. А вот комплекты конструкторов для создания роботов были отданы в руки увлеченных, разбирающихся в робототехнике, инженерно-мыслящих педагогов. Специалист городского центра развития образования Татьяна Кадочникова рассказала, что ими стали учителя информатики, физики, биологии, русского языка. Для них в прошлом году был организован обучающий семинар, а с начала этого учебного года уже во всех школах стали проходить факультативные уроки по робототехнике или организованы инженерно-технические кружки. Занимаются здесь в основном мальчишки, но в школе №14 – и девчонки.
Нет и ограничения по возрасту. Так, учитель технологии школы №9 Юрий Тупичкин, он же преподаватель факультатива по робототехнике, говорит, что на его занятия ходят и пятиклассники. А к Андрею Соколову, учителю информатики седановской школы, даже и второклассники. Между прочим, команда этой школы стала победителем в номинации «Кегельринг» на состязаниях роботов в январе среди школ Усть-Илимского района. Тогда же в номинации «Гонки по линии» победила команда невонской школы №1.
Танковый бой
В «Танковом бое» участвовало 12 команд: четыре – из школ поселков Усть-Илимского района (Седаново, Тубы, Невона) и восемь – из городских школ №№5, 9, 12, 15 и Центра детского творчества. В каждой команде предполагалось от одного до четырех участников.
Специально для соревнований ребята из школьных конструкторов собрали колесных роботов. База у всех одинаковая – это платформа с контроллером, к которому подключаются датчики движения, света, расстояния, куда «заливается» программа, управляющая роботом. Ну а дальше из деталей «LEGO» конструируется робот. Каким он будет – задумка автора проекта.
Еще одна важная деталь – создание программы. Просто это или сложно? Говорят, что дети осваивают эту науку быстро. «Детям очень нравится, – говорит директор невонской школы №1 Андрей Билиенков. – Это и необычно, и увлекательно, и свою фантазию можно применить. Здесь используется визуальное программирование, когда тут же виден результат своей деятельности». И правда, результат на самом деле виден тут же. Задал в параметрах, чтобы робот ходил два шага вперед и пять – влево, «залил» программу через блютуз или кабель – и любуйся, как твой робот ходит вперед и влево, вперед и влево…
Внешний вид роботов, мощность их двигателей критике судейская бригада не подвергала. Но вот размер их был крайне важен – 25х25 см и не больше 1,5 кг!
Первый конкурс, к которому ребята должны были подготовить своих роботов, назывался «Сумо». Суть, думаю, понятна из названия. Выглядело же это так: в круге диаметром 1,5 м соперники-«сумоисты» вставали напротив друг друга. Задача – вытолкать соперника за пределы круга, при этом самому остаться внутри. Роботы здесь работали автономно, руководимые лишь вложенными в них программами. Соревнования проводились по олимпийской системе с выходом команд в полуфинал и борьбу за первое и третье места.
Некоторые роботы-соперники были настолько равноценны, что и на йоту не могли сдвинуть друг друга. У кого-то в программах не были предусмотрены все возможные мелочи, и роботы сами добровольно покидали поле боя. Но, конечно, самыми зрелищными были те бои, где бой все-таки состоялся. Равных здесь не было «Мехатронику» Алексея Елистратова из школы №5 и команде «Трансформеры» невонской школы №1.
Но лидеры вполне могли смениться на втором состязании «Полоса препятствий». Управлять роботами можно было с помощью гаджетов – планшетов. Каждому роботу предстояло осилить подъем и спуск с эстакады, преодолеть поддон с песком. Здесь следует пояснить, что роботы на разных поверхностях ведут себя по-разному, поэтому песок – один из самых сложных этапов. Дальше следовало проехать по заданной траектории, по пересеченной местности, преодолеть лабиринт-змейку и въехать в гараж задним ходом.
За преодоление каждого препятствия давался 1 балл или не давался вовсе. И «Мехатроник», и «Трансформеры» выполнили все задания и набрали максимальное количество баллов. Но… невонская команда несколько секунд уступила Алексею Елистратову.
В результате «Мехатроник» на – первом месте, «Трансформеры» – на втором. А третье место заняла команда седановской школы «Робокоммандор».
Автор: Газета "ВЕСТНИК Усть-Илимского ЛПК"
Фото: Екатерина КОНОНЧИК
Адрес сайта: www.lesohimik.ru