С первого июля 2017 года в России началась реализация проекта по созданию системы электронного обмена сведениями между участниками обязательного социального страхования и медицинскими организациями. А если сказать проще, в оборот вводится электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН).
В областном центре с 1 июля пять медицинских учреждений начали выдавать ЭЛН. В этих учреждениях трудятся 120 врачей, которые имеют электронную цифровую подпись и имеют право оформлять ЭЛН. Всего за июль в Иркутске выдано 22 ЭЛН.
Все медицинские учреждения, все отделения фонда социального страхования, страхователи и застрахованные со временем полностью перейдут на электронные больничные. Потому как это дело государственное, и регулируется двумя (!) федеральными законами. Это законы «Об обязательном социальном страховании …» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
О том, как обстоят дела с введением ЭЛН в Усть-Илимске и Усть-Илимском районе наш разговор с директором филиала № 14 Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Н. А. Неверовой.
Надежда Александровна пояснила, что филиал фонда социального страхования в Усть-Илимске заранее начал подготовительную работу по переходу на электронные листки нетрудоспособности. В городе и районе на 1 июля 2017 года значилось 2077 страхователей – это крупные предприятия, бюджетные организации, малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели. 839 страхователей получили от ФСС документ – «Соглашение об информационном взаимодействии при формировании электронного листка нетрудоспособности». В нём расписаны общие положения, полномочия сторон, состав сведений, передаваемых в электронном виде, условия использования средств защиты информации и ответственность сторон.
На данный момент соглашение подписали всего 255 страхователей, причём наиболее активными оказались бюджетные организации – 132, муниципальные – 10. Что больше всего удивляет Н. А. Неверову – всего шесть крупных предприятий, а значит, и страхователей, подписали документ. Хотя тем предприятиям и организациям, где большое число работников, система выдачи ЭЛН существенно облегчит работу.
Всё новое поначалу кажется сложным и вызывает затруднения. Но Фонд социального страхования идёт навстречу страхователям: готов разъяснять, помогать, консультировать. Уже проведено два семинара в районе, один в городе. Эта работа продолжится.
В данное время действуют и бумажный, и электронный больничный листок. Переходный период по времени не определён, но работодатели должны быть готовы к тому, что работник придет с больничным листком в электронном виде, и они обязаны будут его принять.
Н. А. Неверова подчёркивает:
– Необходимо создать единую информационную базу, в которой задействованы фонд социального страхования, медико-социальная экспертиза, медицинские учреждения, страхователи и застрахованные. Наша задача – защитить интересы застрахованного лица.
Врачи, оформляющие ЭЛН, должны пройти обучение, получить электронную подпись. Медицинские учреждения должны иметь выход в Интернет и Единую информационную систему в сфере здравоохранения, совместно с Минздравом Иркутской области определять, сколько врачей будут выдавать ЭЛН. Электронную подпись и соответствующую программу должны иметь страхователи. Кстати, многие работодатели-страхователи уже имеют электронные подписи, так вот, для работы с ФСС имеющейся достаточно, другую оформлять не нужно.
Стоит напомнить, что только три дня нетрудоспособности оплачивает работодатель, все остальные дни – фонд социального страхования. И нужно выстроить именно такую цепочку: медицинское учреждение – страхователь – база ФСС – возмещение самому застрахованному.
Фондом социального страхования РФ разработаны интерактивные сервисы «Электронный кабинет страхователя» и «Электронный кабинет застрахованного», которые расположены на едином портале электронных кабинетов ФСС РФ (cabinets.fss.ru). На этих ресурсах и страхователи, и застрахованные лица смогут узнать всю оперативную информацию о листках нетрудоспособности, о начисленных и выплаченных пособиях.
А теперь о том, чего ждать от перехода на электронный документооборот. У застрахованных лиц сократится время хождения по кабинетам. Человек не потеряет свой больничный лист. Он сможет получать информацию о выданных листках и выплатах по ним через личный кабинет.
У ФСС появится возможность оперативно получать сведения о страховом случае. Формирование единой базы страховых случаев позволит организовать аналитическую работу, направленную на повышение эффективности работы.
У страхователей снизятся трудозатраты при формировании реестра сведений, которые они отправляют в ФСС. Меньше сведений – меньше ошибок, выше достоверность информации.
И для медицинских организаций ожидается ощутимая польза. Врачи будут тратить меньше времени на выписку листков нетрудоспособности. А в целом больница или поликлиника сэкономит на учёте и хранении бланков.
Уважаемые страхователи, загляните в свои электронные почтовые ящики. Где-то там находится «Соглашение» от фонда социального страхования. Его стоит изучить, подписать и взять на вооружение. Жизнь не стоит на месте, всё равно вам придётся вместе с ФСС и медицинскими организациями переходить на электронный документооборот, как это уже происходит в работе с налоговыми органами.
Источник: Газета "Усть-Илимская правда"
Адрес сайта: ustilimka.ru