С конца прошлого года в пабликах в социальных сетях в Усть-Илимске активно обсуждается тема прекращения движения в городе трамваев. Застрельщиками выступают члены небольшой, но деятельной инициативной группы, состоящей в основном из садоводов-огородников, владеющих дачными участками в кооперативах вдоль трамвайной линии. С требованиями вернуть трамваи активисты активно записывают и размещают в соцсетях ролики, пишут письма в различные надзорные инстанции и вышестоящие органы власти.
Чтобы все стороны могли открыто высказать свою позицию по этому вопросу, в прошедшее воскресенье в универсальном зале ДК «Дружба» была организована встреча руководства администрации города и представителей этой инициативной группы. На мероприятие также были приглашены представители собственника трамвайной линии, филиала «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске, и председатель профкома филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске Галина Басова. На встречу пришли горожане и по собственной инициативе.
Первой выступила представитель инициативной группы Марина Рябкова. Она сказала, что стабильным общественным транспортом в городе должны стать новые трамваи. А так как федеральные власти приняли программу развития пассажирского электрического транспорта, то Усть-Илимск может получить федеральное финансирование на его развитие и удовлетворить «острейшую потребность жителей города именно в новых комфортабельных трамваях».
– Согласитесь, трамвай – тот многофункциональный, тот стратегически важный объект инфраструктуры города, без которого город будет деградировать, без которого нас, горожан, ждет бесславное будущее, а мы хотим, чтобы у нас было большое светлое будущее, – напрямую связала стратегическое развитие Усть-Илимска с трамваями Марина Рябкова.
Усиливая свою версию, она добавила, что если вспомнить и воплотить в жизнь планы времен СССР о продлении трамвайного пути до п. Железнодорожный и не только, Усть-Илимск начнет процветать, потому что всем станет очень удобно добираться. Отдельно представитель активистов указала производственникам, что им трамвай категорически необходим при любых форс-мажорных обстоятельствах, так как он может помочь в самых «неожиданных, экстренных ситуациях». Заканчивая свое выступление, общественница сказала, что жители Усть-Илимска (неужели все? – авт.) требуют приложить усилия, чтобы сохранить и модернизировать этот экологичный транспорт будущего, и что собраны «тысячи подписей», и их сбор продолжается, а ксерокопии «отправляются по инстанциям».
Затем о причине прекращения трамвайных перевозок рассказала Ольга Найко, директор филиала «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске. Она напомнила, что трамвай был запущен в 1988 году исключительно для перевозок сотрудников УИ ЛПК к месту работы и обратно и всегда являлся служебным транспортом, а не городским. В 2003 году управление скоростных трамваев было выведено из состава УИ ЛПК и передано частному владельцу. Вложений в подвижной состав и инфраструктуру собственник не делал. В перевозках начались сбои, поступали многочисленные жалобы от работников на их качество. В итоге в 2020 году Группа «Илим» выкупила это автотранспортное предприятие.
– Были предприняты попытки модернизации трамвайной службы, проведено много ремонтов и полотна, и электрооборудования, и самих вагонов. Однако после досконального анализа стало понятно, что только ремонтами и покупкой вагонов не обойтись. Износ таков, что необходима полная замена трамвайных путей, путепроводов, контактных сетей, тяговых электроподстанций, сетей тепловодоснабжения. Затраты –колоссальные, – сказала Ольга Найко.
В подтверждение своих слов она привела некоторые цифры. Так, цена трамвайного двигателя – 700 тысяч рублей, а в одном трамвае – четыре двигателя. Цена же нового трамвая – 77 миллионов рублей, а в парке филиала «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске – 25 трамваев. И это только расходы на подвижной состав. Поэтому компания приняла решение о замене транспорта для перевозок сотрудников к месту работы и приобрела 55 новых автобусов. Разработано 48 маршрутов перевозок, и теперь сотрудникам «Илима», живущим, например, на ул. Карла Маркса, нет необходимости бежать на трамвай через две улицы: автобусные остановки – буквально за углом дома.
В конце своего выступления Ольга Григорьевна еще раз подчеркнула, что трамвай всегда был служебным транспортом, организованным для перевозок работников на промплощадку, а не по городу или на дачу.
Эти слова подтвердила выступавшая следом мэр Усть-Илимска Анна Щекина. Она рассказала, что у некоторых устьилимцев возникла идея передачи трамвая на баланс города. Однако в этом случае для обеспечения безопасных перевозок придется не только заменить вагоны, но и провести полную реконструкцию инфраструктуры, а это – миллиарды рублей. Все эти затраты лягут на городской бюджет, в котором денег не хватает на самые насущные вопросы.
– Чтобы содержать трамвай, мы будем вынуждены сокращать расходы на содержание дорог, школ и детских садов, на благоустройство. Все ли горожане согласятся с этим? – спросила Анна Щекина.
Эдуард Симонов, первый заместитель мэра по экономическому развитию, сообщил, что городская власть прорабатывает вопрос организации альтернативного городского пассажирского маршрута, удобного для тех, кто проживает по пр. Дружбы Народов, в поселке Лесном и для дачников, несмотря на то что в эти кооперативы сезонные перевозки организуются ежегодно. Говоря о затратах на содержание трамваев, в качестве примера Эдуард Вячеславович привел Иркутск. Там протяженность трамвайного пути составляет 29 км, а за год иркутские трамваи перевозят 25 млн человек. В 2023 году на восстановление трамвайной инфраструктуры в Иркутске будет направлено 10 млрд рублей, из них 4,2 млрд рублей – только на замену рельс.
– 10 миллиардов рублей – это пять годовых бюджетов Усть-Илимска. Да, есть федеральная программа развития пассажирского электрического транспорта, о чем вы упоминаете, но она для тех городов, в собственности которых есть трамвай. А чтобы нам взять его на баланс, потребуется не один год. Но самое ключевое – муниципальный трамвай никогда не будет бесплатным. Чтобы он был рентабельным, а не убыточным, цена проезда должна составлять не менее 200 рублей. Давайте будем реалистами! – призвал Эдуард Симонов.
Затем всем пришедшим на встречу была предоставлена возможность задать вопросы спикерам. Хоть желающих оказалось не так много, ведущему то и дело приходилось возвращать их в рамки регламента, чтобы встреча не превратилась в митинг-базар.
Так, Евгений Журавлев спросил у представителей администрации города, обращались ли те за поддержкой к областным или федеральным властям? Эдуард Симонов ответил, что здесь главное – целесообразность. Например, Ангарску с населением в 300 тысяч человек, где трамваи ходят в черте города, областные власти помогли приобрести вагоны б/у, в противном случае предприятие-перевозчик стало бы банкротом.
– Еще раз повторю другой пример: в Иркутске трамвай перевозит в год 25 миллионов человек, в день получается 68 тысяч. И вот с таким пассажиропотоком они получат 10 миллиардов на инфраструктуру. У нас живет 78 тысяч человек, значит, чтобы получить эти деньги, надо, чтобы на трамвае каждый день ездил каждый житель нашего города! И это без учета замены рельсов и шпал, – сказал Эдуард Симонов.
– Не верю, – категорически не согласился с необходимостью замены рельсов и шпал Евгений Журавлев: хоть и проложены рельсы-шпалы 35 лет назад, по его мнению, они еще вполне себе нормальные, как и сами вагоны трамваев.
Затем Евгений Романович пытался присоветовать более экономный способ замены шпал, более рачительный способ покупки автобусов в Китае и предприятие по ремонту вагонов в России, но ведущий попросил оратора придерживаться рамок регламента.
К микрофону подходили и другие желающие задать вопросы или высказаться. Одни говорили, что трамвай нужен и точка, другие пытались призвать их к трезвому расчету и реалиям жизни.
Например, Александра Коваль спросила Марину Рябкову, считали ли члены инициативной группы, сколько обычных горожан ездит на трамвае в летнее время и зимой?
– Подсчитывать – дело специалистов, мы ставим перед администрацией стратегические задачи, – отрезала Марина Рябкова.
– А если вы не занимались подсчетами, зачем собираете подписи? – снова спросила Александра Коваль, но в этот раз ответа она не услышала.
Когда регламент встречи был исчерпан с абсолютным перебором по времени, заместитель мэра города Эдуард Симонов призвал всех «неравнодушных» направить свою энергию в продуктивное русло и помочь в организации востребованных городских перевозок хотя бы дельным и осуществимым советом.
P.S.
Призыв Эдуарда Симонова услышан не был. В понедельник утром в соцсетях было размещено очередное обращение инициативной группы, причем от города (!) Усть-Илимска: «…еще раз повторяем, что нам нужны только трамваи. Никакие автобусы вместо трамваев нам не нужны!» Мощно. Получится ли стать реалистами? Сильно сомневаюсь.