«Логика безумия», или В поисках смысла жизни


«Логика безумия», или В поисках смысла жизни

Любая премьера в Театре драмы и комедии – всегда событие, долгожданное и волнующее и для актеров, и для зрителей. 9 апреля на усть-илимской сцене – дебют молодого режиссера Динары Темировой, дерзнувшей поставить спектакль по мотивам пьесы «Калигула» Альбера Камю, известного французского писателя и публициста, лауреата Нобелевской премии.

Эта пьеса в свое время произвела эффект разорвавшейся бомбы. Автор очень требовательно относился к своему детищу, пьеса претерпела четыре редакции. Первый вариант Камю завершил в январе 1939 года, за восемь месяцев до начала Второй мировой войны, а премьера спектакля состоялась только 25 сентября 1945 года. Режиссер Поль Эттли поставил «Калигулу» на сцене парижского театра Эберто. Образ исторической личности Калигулы – римского императора, который прославился жестокостью по отношению к своему народу, у зрителей вызвал тогда закономерную ассоциацию с Гитлером. Исследователи же творчества писателя убеждены, что привязки к современной истории в пьесе Камю нет, антифашистский смысл он в нее не вкладывал. Как бы там ни было, но одно можно сказать наверняка: пьеса рассчитана на подготовленного, умеющего думать и читать между строк зрителя. Добавлю, что вторую редакцию «Калигулы» Камю создал в 1944 году, третью – в 1947-м и четвертую, окончательную, – в 1958-м.

На российских театральных подмостках нашумевшая пьеса появилась в годы перестройки. После того, как «Калигулу» первым поставил Ташкентский академический театр драмы, она вошла в репертуар многих театров нашей страны. В разные годы «Калигулу» ставили в питерских театрах – Театре наций (режиссер Эймунтас Някрошюс, в заглавной роли – Евгений Миронов) и Театре им. Ленсовета (реж. Юрий Бутусов, Калигула – Константин Хабенский), в московских театрах – им. Моссовета (реж. Петр Фоменко, Калигула – Олег Меньшиков), им. Вахтангова (реж. Павел Сафонов, исп. – Владимир Епифанцев), на Малой Бронной (режиссер Андрей Житинкин, исп. – Даниил Страхов) и т.д. 

«Логика безумия» на усть-илимской сцене – это трагифарс по мотивам пьесы «Калигула». Так назвала свой дипломный спектакль Динара Темирова, оканчивающая в этом году режиссерский факультет Санкт-Петербургского госуниверситета профсоюзов. Динара – выпускница усть-илимской школы №8, окончила «музыкалку» по классу фортепиано и хорового искусства, четыре года занималась танцами в хореографическом ансамбле «Движение».  До поступления в вуз Динара окончила Иркутский колледж культуры по специальности «режиссер культурно-массовых мероприятий» (кстати, и в колледж, и в университет она поступила на бюджет), во время учебы занималась написанием сценариев и участвовала в подготовке и проведении  городских праздников в Иркутске. Свою дипломную работу в колледже – сценарий городского праздника, посвященного 8 Марта, – девушка реализовала в родном Усть-Илимске, на сцене ДК «Дружба». Вот и постановку своего дипломного спектакля Динара Темирова предложила главному режиссеру усть-илимского театра Евгению Пиндюрину, ведь недаром говорят: «Дома и стены помогают».

Евгений Анатольевич говорит, что «Логика безумия» – не первый спектакль, который ставит в Усть-Илимске студент-дипломник, поскольку столичные и областные театры неохотно берут на себя расходы, связанные с премьерой, да и рисковать не хотят. По мнению главного режиссера, молодых надо поддерживать, давать им возможность набираться опыта, учиться у тех, кто уже чего-то достиг в театральном искусстве.

«Калигула», как многие считают, – история императора-тирана, – рассуждает Динара Темирова. – На самом деле пьеса – это философия самого Альбера Камю, которую нужно попытаться понять. Мы всей труппой долго над этим думали, спорили, размышляли. Жанр постановки – трагифарс – сложный, неоднозначный, вобравший в себя и свет, и тень. На мой взгляд, своим произведением французский писатель-философ заставляет нас задуматься о смысле жизни, о свободе и умении распоряжаться ею».

Не буду раскрывать авторских находок Динары Темировой в постановке мотивов «Калигулы». Пусть зритель сам их увидит и прочтет между строк то, что заложено в пьесу Альбером Камю. Воплотить замысел в течение двух с лишним месяцев ей дружно и терпеливо помогал весь коллектив театра. В главных ролях премьерного спектакля заняты Павел Якимкин, Валерий Округин и Анна Шишкина. Как им и остальным актерам удастся раскрыть «логику безумия» Калигулы, мы узнаем уже на следующей неделе. А пока желаем Динаре Темировой и всей труппе театра ни пуха ни пера!

Автор: Газета "Вестник Усть-Илимского ЛПК"
Фото: Екатерина Конончик
Адрес сайта: lesohimik.ru



Поделиться:



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.