Владимир Мусорин: «Нам было и есть, ради чего жить!»


Владимир Мусорин: «Нам было и есть, ради чего жить!»

Партийный вопрос всегда был камнем преткновения для советской и российской интеллигенции. И всегда хорошим тоном было ругать партию. В советские времена одну партию ругали на кухне. Сегодня партий много, но все равно одну из них критикуют столь же страстно везде: в газетах, на телевидении, на митингах, собраниях трудовых коллективов и на кухне тоже.

Сегодня считается неприличным сказать что-то доброе про «Единую Россию». А потому вдвойне удивительно, что есть люди, которые искренне верят в эту партию. Больше того, они создавали ее в Усть-Илимске. И их искренняя убежденность, что «народ и партия едины» не колеблется под шквалом критики со всех сторон. Свою веру они несут людям не зажигательными речами на партийных собраниях, а конкретными делами во имя России.

Звучит несколько пафосно, но в этом суть твердой веры Владимира Дмитриевича Мусорина в то, ради чего он живет и работает. 17 января Владимиру Дмитриевичу исполнилось 70 лет, о заслуженном отдыхе мыслей пока нет – много еще надо сделать, чтобы «Единая Россия» в Усть-Илимске стала настоящей партией для людей. «Разве такое возможно?» – спросила я у Владимира Дмитриевича, когда мы в беседе затронули партийную тему. Ну не избежала я модного тренда критики «партии власти», ну слишком много вопросов и к методам работы, и к их партийной дисциплине, да и кадровый состав на областном и местном уровне не убеждает, что эта партия для народа. Тем не менее, Владимир Мусорин уверен, что только «Единая Россия» вытащит страну в светлое будущее.

А ведь объективно Владимир Дмитриевич прав. Сегодня в Усть-Илимске работает по-настоящему только одна партия, остальные оживают только во время выборов. Первички есть только у ЕР, внутрипартийные дискуссии на разные темы широко и гласно идут только там, да и ответственность за решения местная партийная организация с себя не снимает.

Честно говоря, мы ответственность и за Ташкинова должны нести. Благодаря нам он первые свои политические шаги делал. Вступил еще в партию «Отечество», потом мы объединились в «Единую Россию». Я был тот человек, который помогал ему на выборах в Городскую думу. Скажу, что тянулся он, стремился быть хорошим депутатом, потом мэром. Что-то где-то мы упустили, – с сожалением говорит Владимир Мусорин.

Признание проблемы – это уже начало ее решения, а с самокритикой в усть-илимской «Единой России» все в порядке: свои ошибки видят, признают, исправляют. Значит, правильным путем идут товарищи. А с чего начиналась партийная история в Усть-Илимске?

Краткий курс усть-илимской истории ЕР

– С 1998 года все это началось, с партии «Отечество». Была такая партия, – рассказывает Владимир Дмитриевич.

С середины 80-х годов, с перестройки, что-то в стране пошло не так. Вроде и идеи правильные, и гласность давно нужна была, вот только вылилось все это в вакханалию неудержимой свободы всех от всего. Сломали все, а вот строить новое никто не предлагал, да и не знал никто, каким должно быть это новое. КПСС с ее управляющей, направляющей и руководящей ролью разогнали, бездумно отказавшись от всего, на чем страна держалась. И страна рухнула в прямом смысле.

– В 1998 году все плохо в стране было. Казалось, еще немного, и уже нас не будет, надо было что-то делать. Но что? Мы узнали, что в Москве Лужков создает партию «Отечество». Послушали программные заявления, поразмыслили и решили присоединиться своей усть-илимской ячейкой из шести человек. У меня сын тогда в Москве учился, жил в общежитии, переночевать было где. Поэтому меня в столицу на учредительный съезд «Отечества» и отправили, на билеты сбросились.

Приехал, а там, у здания, где съезд проходил, – три кольца охраны, министры, знаменитые артисты. И я… со своим направлением от Усть-Илимска. Пробился на регистрацию, там надо мной и моим мандатом посмеялись, но гостевой билет дали, в партию «Отечество» нашу ячейку включили, – вспоминает Владимир Мусорин.

Из Москвы он вернулся окрыленный, выступил в городской газете. И за месяц в новую партию вступило уже 300 человек. В области, как обычно, тормозили с созданием регионального отделения, устьилимцы работали напрямую с Москвой.

Меня поддержали тогда люди. Многих знал по работе, многие знали меня. Нина Васильевна Лобова, директор библиотечной сети города, стала просто золотым помощником. Становление организации быстро прошло, начали мероприятия проводить, первички создавать, – рассказывает Владимир Дмитриевич.

А вот первые выборы в Госдуму «Отечество» в Усть-Илимске проиграло. Это было настоящее боевое крещение, которое многому научило свежеиспеченных партийцев. Грязные тогда были выборы, черные технологии завезли в Усть-Илимск, а противостоять им еще не умели. Политического иммунитета на предвыборную грязь еще у людей не было: свято верили всему, что в подметных листках было напечатано. Правда, полторы тысячи человек смогли разобраться и проголосовали за «Отечество».

Из провала на выборах сделали правильный вывод – пошли в народ, но не агитировать, а работать: возвращать людей к активной жизни, вытаскивать из стресса рыночной экономики, учить управлению государством в масштабах города. Для этого конкурсы среди рационализаторов проводили, среди рыбаков битву на подледной рыбалке устраивали, ветеранов Великой Отечественной войны вернули на подобающее им в обществе место, которое они было потеряли со всей этой свободой. Большую работу проводили в микрорайонах секретари первичек: Ирина Кетрова, Галина Карбовская, Вера Лужанская, Галина Холмова.

Мы шли своим путем, набирали уважение и авторитет, росла поддержка. В 2002 году состоялось объединение партии «Отечество» и «Единство» Бориса Грызлова. Так появилась «Единая Россия», в состав которой на уровне городской организации влились 400 членов «Отечества» и 40 человек «Единства».  Николай Григорьевич Иванов возглавил политсовет новой партии, я стал руководителем исполкома, – поясняет Владимир Дмитриевич.

В разное время партийной организацией ЕР руководили Виталий Смирнов, Анатолий Дубас, Артем Лобков, сейчас секретарь политсовета – Феодосия Стрекаловская. Честно скажу, «Единую Россию» в Усть-Илимске я всегда воспринимала как данность и даже не подозревала обо всех перипетиях ее становления, а ведь это тоже – история, история Усть-Илимска. Вот только вопрос терзает, почему Мусорин, когда-то убежденный коммунист, в КПРФ не пошел?

Я  партийный билет не жег, коммунистом был честным и убежденным. И работал всю жизнь, дело делал. Язвы общественные лечить делом надо, а не кричать о них на митингах, – жестко ответил Владимир Мусорин.

Не удержалась еще от одного бестактного вопроса: зачем ему партия – КПСС ли, «Отечество», «Единая Россия»? Что сегодня там есть, кроме лозунгов? Неужели без партии делать дело нельзя?

Владимир Дмитриевич задумался:

А это – вся моя жизнь…

Хотелось в песню…

В 19 лет сразу после школы выпускник 11-летки в городке Горняк, что на Алтае, твердо решил: никаких институтов, надо работать – матери помочь и стране помочь. А в глубине души была заветная мысль – успеть на героические стройки эпохи. Что поделаешь, тогда молодежь стремилась к подвигам, стремилась к свершениям. Героический романтизм молодого Владимира Мусорина не миновал.

Хотелось до армии поездить посмотреть, про что песни поют. Про Усть-Илим тогда пели… – улыбается Владимир Дмитриевич.

Пришел за путевкой в горком комсомола – просто так на комсомольскую стройку не попасть. Два секретаря горкома убеждали, что и на Алтае большие дела делаются, но комсомольцу Мусорину хотелось в песню. Путевку не дали, пошел работать в геологичесую партию помощником бурового мастера. Поработал полгода, заработал на билет. Следующий вопрос: «А куда билет брать?» Направление – понятное, но не было в 1965 году еще Усть-Илима на карте, не было маршрута до песни. Приехал в Братск. Взяли водителем  в АТУ-8, права еще в школе получил.

В Братске тоже уговаривали остаться, но уперся – только Усть-Илим. А туда еще и дороги не было, первый раз в жизни на самолете летел до Эдучанки. Под крылом самолета – тайга. Счастливый был безмерно – вот она настоящая жизнь.

Так начался Усть-Илим в жизни Владимира Мусорина.

АТУ-8 – главное автотранспортное предприятие по строительству трассы «Братск-Усть-Илим». На первых порах доверили «ЗИЛ». В обязательном порядке встал на комсомольский учет. И началось: работа на трассе и работа комсомольская. Потом армия. Служил в Забайкальском военном округе, был комсоргом роты, вступил кандидатом в члены КПСС.

Для меня эти шаги – комсомол, кандидат в члены партии – были очень важные. Я серьезно к этому готовился, много читал, был убежденным в этом отношении человеком. Был горд тем, что мне верят, что я могу быть не просто свидетелем истории, что могу сам ее делать, – говорит наш герой.

После демобилизации даже мысли не было, куда-то уехать. Вернулся в Усть-Илим. Сел на вездеход. Город тогда начал строиться, только на вездеходах можно было грузы доставлять, людей вывозить из деревень, которые под затопление попадали. Через год пересел за руль 12-тонного «КРАЗа».

У меня еще мечта была – поучаствовать в перекрытии Ангары. В августе 1969-го повезло – участвовал в перекрытии Ангары.

Тогда же поступил заочно в Иркутский политех, окончил курсы крановщиков. Учился, работал. В 1972 году, когда перешел на второй курс, назначили начальником автоколонны. Карьера шла по нарастающей, и всегда, кроме производства, была общественная работа: дружина, субботники, конкурсы самодеятельности, социалистическое соревнование, комсомольско-молодежные бригады.

Для меня это было существенно и важно. Я даже не задумывался, а просто считал – если не мы, то кто будет все это делать. Раз это нужно для стройки, значит, я должен это делать. И это не было в тягость, это была настоящая жизнь, наполненная смыслом. Мне очень жаль сегодняшних молодых, которые не знают такой жизни, полной смысла, радости, счастья. Нам было ради чего жить.

Болгары в Усть-Илиме

Ну, а дальше снова была работа, уже партийная. В 1976 году был избран секретарем парткома филиала управления автотранспорта – самый молодой секретарь парткома. Коллектив тогда  был 3 500 человек, 400 членов партии. Уже разворачивалось строительство ЛПК, строились дороги, новый аэропорт. Приехали болгары.

Молодежный строительный отряд имени Георгия Димитрова прибыл в Усть-Илим в феврале 1976 года. Все – водители. Под них дали 40 новехоньких «КРАЗов», работали на строительстве УИ ЛПК. Принимали болгар, обеспечивали работой и создавали им бытовые условия.

Понятно, что они у нас стали отдельной автоколонной, руководил ею Виктор Простов. Командиром отряда был Стефан Станев, а комиссаром Валентин Петров. Вопросов много было, разных. Но первая проблема, которую мы решали для них, как бы парней не заморозить, – рассказывает Владимир Дмитриевич. – Приехали они в феврале, морозы – соответствующие, а парни – южные, да еще и из столицы. Вот мы и выбили для них теплую спецодежду. Долго по разным кабинетам ходили, ведь водителям теплая спецодежда выдавалась только на дальние командировки и по приезду ее сдать надо было. Выпросили утепленные спецовки у строителей. Подъезжаю к складу, чтобы посмотреть, как там наши болгары. Слышу громкий хохот. Ребята одежду получили, сразу примерили и из стройных красивых парней превратились во что-то черное, бесформенное. Вот и хохотали друг над другом. Не понравились им наши черные телогрейки, отказались наотрез и утеплялись уже сами, – вспоминает Владимир Мусорин.

Болгары в Усть-Илиме работали достойно, честно. Многие продлевали контракты. Их тоже захватил романтический азарт грандиозной стройки. Их работа стала важной вехой в истории Усть-Илима, а условия им создавала городская партийная организация – такая была система управления в стране.

Усть-Илимск – город автомобилистов

Шло время, строился город, запустили УИ ЛПК, но Усть-Илимск не перестал быть городом автомобилистов. Огромный опыт Владимира Мусорина, его умение работать с людьми, выстраивать отношения между организациями пригодились и после окончания строительства, когда УАТ из «Братскгэсстроя» передали в городское пассажирское автотранспортное предприятие.

Это был новый этап – город взрослел, взрослели вместе с ним и мы. Директор АТП Сергей Васильевич Деньгин – личность, без преувеличения, легендарная. Он создал систему пассажирских перевозок в городе, которая еще долго работала после него. Эту систему разрушали в последние 20 лет. Добили ее бездарным управлением совсем недавно, инерции Деньгина на эти 20 лет безвременья хватило, – подчеркивает водитель в прошлом Владимир Мусорин.

Вообще водитель в Усть-Илимске –  когда-то это была престижная профессия. День работников автомобильного транспорта всем городом отмечали. И на этот престиж в том числе работал Мусорин. Много для этого делали: заботились о ветеранах, в спорте команда АТП «Спартак» лучшей в городе была, коллектив был сплоченный, друг другу верили. И это было правильно! Потом все кончилось!

Сделал, что мог…

В АТП Владимир Дмитриевич работал до 1998 года. И с этого времени началась другая его история – «Единая Россия».

Ни сомнений, ни сожалений нет. Я сделал, что мог, что хотел. Меня радует, что те люди, которых именно «Единая Россия» в свое время поддержала, сейчас создают новую историю Усть-Илимска, работают на благо города и страны. Это и Галина Березовская, и Феодосия Стрекаловская, и Ирина Бондаренко, и Артем Лобков, и многие другие. Эти люди начинали в «Единой России». Я горжусь их успехами.

Горжусь общественной приемной партии, которой руководит Елена Заваруева, горжусь набирающей силу фракцией ЕР в Думе во главе с Эдуардом Перекопным. Ведь это успехи партии, это победы Усть-Илимска. Ошибки были, куда без них, но мы стараемся их исправлять. И главное – мы знаем, как их не допускать впредь. А это – огромное преимущество «Единой России» в Усть-Илимске, – уверен основатель усть-илимского отделения ЕР Владимир Дмитриевич Мусорин.

Автор: Татьяна Костицына
Фото: Екатерина Конончик
Источник: Газета "ВЕСТНИК Усть-Илимского ЛПК"
Адрес сайта: www.lesohimik.ru



Поделиться:



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.