Пассажирские перевозки Усть-Илимска: по пути компромиссов


Чтобы сделать транспортное обслуживание города Усть-Илимска более эффективным, специалисты Администрации города провели совещание с руководством основной компании-перевозчика «Попутчик» .

Специалисты Администрации отметили, что большинство жалоб населения по поводу пассажирских перевозок носит сезонный характер. В частности, с мая по сентябрь обычно увеличивается количество обращений по несоблюдению перевозчиком расписания движения. В этот период значительная часть автопарка задействована на дачных маршрутах, потому обеспечить должное транспортное обслуживание по регулярным маршрутам перевозчику становится не так просто.

Добавляет путаницы и несоответствие данных, размещенных на информационных табличках остановочных пунктов, с действующим расписанием. В настоящее время инвентаризация табличек в процессе, по ее окончанию в течение месяца перевозчик заменить их там, где это необходимо. 

Известно, что в позднее время суток водители могут самовольно сходить с маршрутов. Руководство  «Попутчика» выписывает таким водителям штрафам. По рекомендациям Департамента жилищной политики и городского хозяйства контроль будет усилен. 

Не всех пассажиров устраивает отсутствие и льготного проезда на маршрутах 7а и 12. Кстати, эти маршруты наряду с №№9 и 7 отнесены перевозчиком к категории нерентабельных. В Администрацию города также поступило заявление, согласно которому предприятие уведомило об уходе с 17 июня 2017 года с данных маршрутов по причине их убыточности.

По маршруту №9 «пос. Тушама — Энергетиков» максимальный пассажиропоток (порядка 20 человек за рейс) наблюдается только в часы пик. В дневное время он составляет порядка 2-3 человек, а иногда и вообще ни одного. Так, за десять дней по данному маршруту проехали 194 пассажира. 

Наиболее невыгодный маршрут №7 «пос. Приморский-Энергетиков»: за 10 дней услугами перевозчика воспользовались только 67 человек, в летнее время этот показатель, как правило, снижается, за счет ухода на каникулы школьников и студентов местного техникума.

Несмотря на нерентабельность указанных маршрутов, их социальная значимость очевидна: люди, проживающие в Тушаме и Приморском, имеют право на регулярные перевозки. С большой долей вероятности можно сказать, что данные перевозки придётся субсидировать из бюджета города.

«Попутчик» представил расчёты, из которых следует, что по маршруту №7а экономически обоснованный тариф на одну поездку одного пассажира составляет 35 рублей 56 копеек, по маршруту №12 — 46 рублей 22 копейки, по наиболее убыточным 7 и 9 – суммы 645 рублей 50 копеек и 237 рублей 36 копеек.  В расчет взяты самые маленькие автобусы из автопарка перевозчика – «Форды» вместимостью 17 мест (субподрядчиков нет из-за  ужесточенных требований ), а рентабельность перевозок с учетом субсидирования будет составлять, по словам  директора компании "Попутчик" Александра Вороницкого, только 7%. Данные перевозчика переданы специалистам Администрации для проверки. 

Как видно из расчётов, предполагаемые расходы бюджета по маршрутам №№7 и 9 могут оказаться весьма существенными. Поэтому сейчас прорабатываются варианты их снижения без ущерба интересам пассажиров.

Начальник Департамента жилищной политики и городского хозяйства Оксана Янковская внесла предложение по разработке схемы нового маршрута, который будет обслуживать оба посёлка. В настоящее время  «Попутчик» уже произвел необходимые замеры и расчёты и представил информацию в Администрацию города. Теперь специалистам Департамента необходимо изучить её, подготовить обоснования и внести на рассмотрение Городской Думы проект решения о субсидировании нерентабельных маршрутов.

Субсидирование расходов по обеспечению льготным проездом студентов усть-илимских техникумов и филиала вуза также возможно лишь из бюджета города. Предполагается, что льгота составит 30% от стоимости общего проездного билета. 

Что касается увеличения количества поездок по единому социальному проездному билету, а также субсидирования перевозок по сезонным (садоводческим) маршрутам, то у муниципалитета нет ни финансовой возможности, ни соотвествующих полномочий.

(Справка: решением Городской Думы города Усть-Илимска от 21.12.2016г. № 32/222 «О бюджете города на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» расходы на предоставление субсидий в целях возмещения затрат, связанных с оказанием транспортных услуг льготным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным или региональным законодательством, в том числе с увеличением количества поездок, не предусмотрены.)

В настоящее время Администрация города субсидирует льготный проезд по садоводческим маршрутам для неработающих пенсионеров – они могут приобрести проездной билет на 10 поездок за половину стоимости.

Директор компании «Попутчик» пояснил: основная проблема в том, что большинство дачных маршрутов является убыточными из-за большой протяжённости пути, плохого состояния подъездных дорог, ведущих к садоводствам, по окончании сезона транспортные средства нуждаются в серьёзном дорогостоящем ремонте, пояснил Александр Вороницкий.

При этом значительная часть владельцев дачных участков – представители льготных категорий граждан.

Как сообщила директор Управления социальной защиты населения по Усть-Илимску и Усть-Илимскому району Тамара Горобец, на каждого пассажира-льготника в месяц приходится только 10 поездок, которые Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области компенсирует перевозчику. 

— Предприятие осуществляет перевозки в городе на протяжении трёх лет. В 2014 году на обслуживании дачных маршрутов оно было задействовано впервые, и, когда сезон закончился, мы проанализировали ситуацию и пришли в ужас от объёма убытков – за один месяц сезонных перевозок они составляют в среднем 300 тысяч рублей. «Попутчик» готов осуществлять столько основных рейсов, сколько потребуется, но пусть нам компенсируют наши расходы.

С 2015 года постоянно обращаемся в Министерство социального развития, опеки и попечительства, Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта, лично к Губернатору Иркутской области, но проблема не решена. Недавно получили письмо из Министерства социальной защиты, опеки и попечительства, в котором на вопрос о компенсации в полном объёме ответили, что, цитирую, «финансирование соответствующих полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации и осуществляется при наличии такой возможности(…) следовательно, условия реализации мер социальной поддержки зависит от финансовых возможностей субъекта Российской Федерации».

Получается, у области денег нет, но и у нас их тоже нет, — заключил Александр Вороницкий. 

Таким образом, в этом году под сомнением стояла сама перспектива перевозок по некоторым сезонным маршрутам: у перевозчиков, осуществляющих свою деятельность на территории города и района, они не вызвали интереса.

В результате переговоров с Администрацией города, которая отвечает за организацию муниципальных сезонных перевозок и Министерством жилищной политики, транспорта и энергетики Иркутской области, которое организует межмуниципальные сезонные перевозки, был достигнут консенсус – компания «Попутчик» дала согласие на обслуживание сезонных маршрутов, в том числе, с осуществлением льготных перевозок, но сократило периодичность основных рейсов. По договорённости с садоводческими кооперативами осуществляются и дополнительные рейсы, но уже без льгот.

Александр Вороницкий считает, что в данной ситуации это единственный способ уменьшить убытки. Кстати, действующее законодательство не запрещает разделить рейсы на основные и дополнительные. Лучшим выходом, по мнению перевозчика, стала бы компенсация со стороны Министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области всех поездок, которые по факту осуществляют представители льготных категорий граждан по сезонным маршрутам. Значительно облегчило бы положение увеличение лимита льготных поездок, подлежащих компенсации.

Ранее мэр города Вакиль Тулубаев обращался к Правительству Иркутской области с таким предложением. Тема сезонных перевозок обсуждалась и в ходе визита в наш город министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Артура Сулейменова. Он не исключил возможность монетизации льгот. Если это случится, то перевозчик будет получать от пассажиров «живые» деньги, а льготные категории граждан – компенсацию по факту совершенных поездок. Этот вариант поддержали и сами представители садоводческих кооперативов в конце марта текущего года.

Однако и здесь есть особенности: льготник сможет бесплатно проехать на основном рейсе автобуса 10 раз, остальные поездки оплачиваются из личных средств.  Развитие ситуации в большей степени зависит от решения Правительства Иркутской области.

Источник: По информации Администрации города Усть-Илимска
Адрес сайта: ust-ilimsk.ru



Поделиться:



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.