Иркутский фитнес-тренер Оксана Сова заблудилась в тайге и провела там четыре дня и три ночи – без теплой одежды, сотовой связи, спасаясь от медведей, жажды, голода, пронизывающей ночной сырости, дневной палящей жары. Пережитое она может сравнить только с одним: тебя приговорили к смертной казни, поставили к стене, выстрелили, но пуля пролетела мимо.
Ранним утром 4 июля, переночевав на базе «Метеостанция», вместе с группой туристов Оксана Сова выдвинулась покорять главный объект маршрута – пик Чекановского. В начале пути предупредила всех, что до вершины не рискнет идти, а свернет к озеру Сердце, где давно мечтала побывать.
– Во время аналогичного похода на пик Тальцинский, когда возвращались обратно, у меня сильно заболели коленные связки, и группе пришлось идти на два часа дольше. Не хотелось в этот раз никого подводить. У меня нет пунктика, что надо во что бы то ни стало подняться на пик. Для меня важно само ощущение красоты: ходить, дышать свежим воздухом, травинки рассматривать… В прошлом году, когда мы были на пике Черского, я влюбилась в озеро Сердце и очень жалела, что не было времени спуститься к нему. Оправляясь в этот поход, я радовалась, что наконец-то исполню свою мечту, – объяснила она.
Свернув с общего маршрута, Оксана ни о чем не переживала: во-первых, местность была для нее знакомая, во-вторых, видела много людей вокруг. До озера дошла благополучно, по пути останавливалась у водопадов, любовалась изумительными видами, цветами.
Насладившись красотой озера, вдоволь накупавшись, позагорав, потренировавшись и переждав у южного подножия пика Черского дождик, Оксана в два часа дня отправилась обратно на базу по той же, как ей казалось,тропинке. Предполагала вернуться раньше всей группы, порадовать друзей ужином и чаем.
Предвкушая сытную трапезу, она и не подумать не могла, каков будет ее рацион в ближайшие дни: зеленые кедровые орешки, хвоя и вода из ручья… Через два часа пути обратила внимание, что водопады перед ней совершенно незнакомые.
– Я развернулась и пошла обратно. Проходит еще два часа, но я все еще не узнаю местность. Я не паниковала, а просто думала: как можно идти по одной стороне и потеряться? Я никуда не сворачивала, не переходила через водопад… Что происходит? У меня совершенно не было тогда страха, я видела, что есть люди неподалеку… Это мое спокойствие, наверное, и подвело, – считает Оксана.
Не успела спортсменка и глазом моргнуть, как солнце опустилось, тайгу окутала промозглая беспросветная мгла, а людей вокруг – как и не было. К ночному холоду, пробивающему до дрожи, и сырости, от которой одежда вмиг становится мокрой, женщина была совершенно не готова: лосины, майка, летняя ветровочка с дырочками, купальник, бутылка воды, крем для загара и зажигалки, случайно оставшиеся в рюкзаке с прошлого похода – вот и все, что было при ней.
Ночь Оксана решила переждать. С трудом, но развела маленький костер из старой коряги. Чтобы не околеть, всю ночь поддерживала огонь, передвигала костер, садясь в позе эмбриона на нагретую землю.
После изнурительной холодной ночи с рассветом продолжила искать дорогу, но без особых успехов. Добравшись до поляны, привязала бинты к деревьям в качестве ориентировки людям, которые будут ее искать.
– Я ходила то в одну сторону, то в другую. Плакала, орала, рыдала. Я понимала, что у меня уже нет сил, была эмоционально сломлена и физически измотана. Готова была отдать все на свете, чтобы уйти оттуда, вернуться к семье, детям, – говорит она.
Главное испытание второго дня – медведь. Присев отдохнуть на пенек, увидела в паре десятков метров от себя у водопада огромного медведя.
– У меня хватило ума не заорать. Я просто превратилась в статую и смотрела. Мишка потерся о дерево, почесал спину и ушел восвояси. Что в этот момент я испытала, не передать словами, – вспоминает тренер.
Ко второй ночи она готовилась уже заранее. До того, как начало садиться солнце, насобирала дров, прикрыла их бревном, чтобы уберечь от дождя. Костер разводила уже на камнях. Нагретые камни использовала как грелки. Эта ночь так же, как все другие, была бессонной.
– Лишь инстинкт самосохранения меня спасал: я просыпалась, меняла камни каждые полчаса. Но самое интересное, как мне сказали потом спасатели, что умирают даже не от переохлаждения или голода. Умирают от страха. Просто сердце не выдерживает. Так случилось бы и со мной. Но в какой-то момент мне удалось справиться с истерикой, отключить мозг. Все мирское перестало иметь значение. Я радовалась уже тому, что просто солнце светит, а вода есть – вообще жизнь удалась, – говорит туристка.
Дефицит сна восполнила днем. После полноценного отдыха на третью ночь приняла осознанное решение подняться на вершину горы Хамар-Дабан, чтобы понять, где находится. Решила: если увидит озеро Сердце, то пойдет к нему. Если нет, спустится обратно, и неважно, сколько дней будет идти, ориентируясь на водопад.
Третья ночь, кстати, тоже подготовила для Оксаны испытание – в виде землетрясения.
– Я сижу на земле и говорю себе: завтра иду в гору! И тайга словно откликнулась на мое решение. Земля начала подо мной ходить волной. Я подумала, что у меня уже крыша поехала. Спасатели потом объяснили, что это было землетрясение, – отметила спортсменка.
С рассветом Оксана пошла в гору. Дойдя до вершины, не сразу увидела озеро.
– Что-то меня подтолкнуло пройти еще сто метров, потом еще сто. И через двести метров я увидела озеро Сердце. Я поняла, что спасена! Спускаясь к озеру, дважды теряла сознание, потому что прятаться на горе без деревьев было негде. Но я вставала и шла. Когда спустилась к озеру, увидела людей – это были спасатели. Я им кричу: «Эй, кто-нибудь, вы меня слышите?» А в ответ: «Оксана Сова – это ты?» Я им: «Да!»
Отпоив страдалицу сладким чаем, спасатели сказали, что ей очень повезло: не каждому удается выбраться из тайги живым, остаться невредимым, перебираясь по высокой траве, таящей глубокие ямы… Рассказали, что месяц назад потерялась в этой местности подобным образом еще одна женщина – до сих пор не нашли.
– Тайга – не шутки. Шаг влево, шаг вправо – и тебя уже нет, – констатировали спасатели.
Они довезли Оксану до базы, где ее встретили друзья. Окончательно пришла в себя она уже дома в окружении семьи и детей. На обратном пути к базе Оксана несколько раз оглядывалась на гору Хамар-Дабан, не веря, что одолела такую громаду.
– Мы можем больше, чем нам кажется, – пришла к выводу она. – За эти четыре дня я испытала все грани эмоций. Ты будто умираешь и рождаешься заново, с новым взглядом на мир. Я всегда говорила, что надо жить здесь и сейчас, ценить каждый момент, но не осознавала этого. 7 июля 2020 года – день моего второго рождения, и я буду отмечать эту дату.
Автор: Матрена Бизикова
Фото: ogirk.ru
Источник: Областная общественно-политическая газета
Адрес сайта: ogirk.ru